Приватизация по российскому законодательству

Приватизация – понятие, характерное для жилищной сферы. Она подразумевает заключение безвозмездной сделки между гражданином и государством, результатом которой становится возникновение у гражданина права собственности на недвижимость. Основы данной процедуры содержатся в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», принятом в 1991 году. Естественно, с тех пор многие граждане воспользовались возможностью и оформили права на недвижимость, переведя из государственной собственности в частную.

Приватизация по российскому законодательству

Поскольку не все желающие успели приватизировать жилье, сроки продлевались продолжительное время. Долгое время ходили слухи, что 1 марта 2017 года – последняя возможность переоформить недвижимость, но они были опровергнуты очередным законом, установившим бессрочность приватизации.

Документы для приватизации

Для перевода недвижимости в частную собственность нужно обратиться в Регистрационную палату. Чтобы приватизировать квартиру, необходимо собрать следующие документы:

  1. Технический и кадастровый паспорта объекта недвижимости;
  2. Справка, подтверждающая, что гражданин обращается впервые, ранее участия в приватизации не принимал;
  3. Ордер жилого помещения или контракт социального найма;
  4. Выписка из домовой книги с перечислением всех проживающих лиц;
  5. Контракт, заключенный между участниками приватизации;
  6. Документы, подтверждающие личность участников;
  7. Выписка из Росреестра.

В большинстве случаев граждане не желают заниматься оформлением самостоятельно, поскольку процесс сбора и подачи необходимых документов может затянуться. Если их права и интересы осуществляет представитель, необходимо представить доверенность, подтверждающую полномочия на обращение.

Важно помнить, что для обращения в Росреестр необходимо оплатить государственную пошлину, размер которой для подобного вида услуг устанавливается налоговым законодательством

Плюсы приватизации

Как упоминалось ранее, приватизация обозначает переход права собственности. Государство на безвозмездной основе передает квартиру гражданину. Став собственником, он обретает следующие права:

  1. Пользования;
  2. Владения;
  3. Распоряжения.

Некоторые граждане ошибочно полагают, что нет никакой разницы – что они проживают, то есть, пользуются жильем государственным, что проживают в той же квартире, оформленной в частную собственность. Основным отличием статуса частного жилого помещения является возможность его отчуждения, то есть, продажи. Продать государственную квартиру не получится, поскольку она не принадлежит своим жильцам. Иными словами, собственник имеет значительно больше прав, чем наниматель.

Где получить свидетельство о приватизации

Где получить свидетельство о приватизации

Собрав все необходимые документы, следует обратиться с заявлением в подразделение Росреестра Федеральной службы регистрации, картографии и кадастра, по месту жительства. Этот же орган, после проверки всех справок и удостоверений выдает соответствующее свидетельство. Не имея на руках данного документа, распорядиться жильем не получится.

Свидетельство о приватизации составляется по определенному образцу. Отклонение от требований по оформлению влечет недействительность. На основании полученного документа оформляется свидетельство о праве собственности, являясь завершающим этапом процедуры.

Отказ в приватизации

Ситуации бывают разные, и уполномоченный орган вправе отказать в приватизации в том случае, если им выявлены несоответствия требованиям закона или нарушения подачи документов. В случае вынесения отрицательного решения по заявлению, Росреестр указывает причины, ссылаясь на действующее законодательство.

Решение об отказе не является окончательным. Если гражданин не согласен, он имеет право обжаловать документ в вышестоящий государственный орган, либо оспаривать его в судебном порядке.

Требования к оформлению свидетельства о приватизации

Законом установлены особые требования, несоблюдение которых влечет недействительность документа, соответственно, исключая его дальнейшее использование. Для изготовления свидетельства используются специальные бланки с гербом страны, защищенные водяными знаками. В зависимости от региона, возможно нанесение иных символов или изображений.

В документе в обязательном порядке указывается название страны и наименование органа, осуществляющего регистрацию. Бланк содержит полное наименование свидетельства. Все данные вносятся в печатном виде, от руки ставится только подпись ответственного лица.

В документе проставляется дата выдачи и основания перехода права собственности. Подробно перечисляются все новые собственники квартиры и их данные. В обязательном порядке указывается информация, позволяющая идентифицировать жилье. Если имеются те или иные обременения, они также должны быть отражены.

Знания о внешнем виде и содержании свидетельства позволят определить, находится ли перед вами оригинал, либо подделка.

Получение дубликата

Как и каждый документ, свидетельство о приватизации нужно хранить в надежном месте, где оно не потеряется и не испортится. Тем не менее, ситуации бывают разные, и правоустанавливающий документ может быть утрачен. Законодательство позволяет его восстановить. Для этого необходимо сделать следующее:

  1. Обратиться в регистрационный орган, выдавший первоначальное свидетельство с заявлением о выдаче дубликата;
  2. В письменном виде указать причину утраты документа, а при возможности, подтвердить ее.

При обращении при себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность и правоустанавливающие  — на объект недвижимости, квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины.

Восстановление займет около месяца со дня обращения. Сведения о его выдаче заявителю отражаются в Едином реестре. На свидетельстве также будет указан номер предыдущего документа и информация о том, что оно выдано повторно.

Рекомендации

Рекомендации

В нашей стране часто вносятся изменения в законодательные акты. Сейчас приватизация бессрочна, но нет никаких гарантий, что этот закон не будет отменен в будущем. Поэтому тем гражданам, кто желает оформить собственность, лучше сделать это как можно раньше, чтобы потом уже об этом не думать.

Практически каждая услуга, оказываемая  Росреестром, требует оплаты госпошлины, поэтому свидетельство лучше хранить в надежном месте, чтобы не пришлось оформлять дубликат. Помимо прочего, если недвижимость была переведена в долевую собственность, чтобы восстановить утраченный документ, необходимо будет связываться со всеми собственниками и оговаривать время для совместного посещения бюро.

При оформлении заявления на получение дубликата требуется указать причину утраты оригинала. Если с этим возникают трудности, можно устно объяснить основания специалисту, и уточнить, как лучше сформулировать их в письменном виде.

Государственную пошлину можно оплатить в отделении Сбербанка, заранее уточнив реквизиты. В большинстве бюро инвентаризации установлены аппараты, позволяющие произвести оплату на месте, но за эти услуги оператором может взиматься комиссия.

Недвижимость может быть оформлена в частную собственность, то есть, в собственность одного лица, либо в общую или долевую. Последняя подразумевает отражение частей, принадлежащих каждому из собственников. Общая собственность означает их равные права, без определения долей.

Если приватизируете жилье на семью, требуется согласие всех ее совершеннолетних членов. У лиц, достигших возраста 14 лет, берется письменное согласие на проведение процедуры.

Таким образом, получить свидетельство о приватизации квартиры не так уж сложно, но это займет время. В первую очередь, нужно собрать пакет документов, сверить, достаточно ли их, и лишь после этого обращаться в регистрирующий орган. Отказ в приватизации не лишает права повторного обращения, но лучше не тратить свое время и ответственность отнестись к этой процедуре.