Многие граждане нашей страны желают оформить жилье в собственность. Именно поэтому важно знать порядок приватизации квартиры. Эта процедура предполагает переход муниципальных и государственных объектов, которые расположены в собственности РФ, в частное владение. Можно выполнить оформление доли в жилье. Для этого нужно знать некоторые тонкости.

Необходимость процедуры

Необходимость процедуры

Для чего нудна передача квартиры в собственность? Главной причиной считается свободное распоряжение жилым помещением. Собственник может выполнять разные операции с учетом норм законодательства. Жилье свободно сдается в аренду, продается, дарится или оставляется в завещание. Даже при получении доли появляется возможность свободного распоряжения своей жилплощадью.

Владелец недвижимости может участвовать в собраниях дома, причем у него будет такое же право голоса, как и у остальных проживающих. Это нужно для влияния на ситуацию. В законе РФ сказано, что процедура оформления приватизации проводится бесплатно. Но делать это можно только раз. Последующие разы это бесплатно быть не может.

Но есть и недостатки. Цена на коммунальные услуги в своей квартире станет выше, чем в муниципальной. Причиной этого является то, что частичные расходы оплачивает муниципалитет. Хозяину помещения надо каждый год оплачивать налог.

У граждан РФ есть право «деприватизации». Оно предполагает возможность заключить договор социального найма и отказаться от права собственности. Такое право тоже предоставляется один раз в жизни. После этого физическое лицо не будет оплачивать налог. Процедура доступна для всего помещения и для доли.

Кто может выполнять приватизацию?

Квартиры от государства или муниципалитета выдаются гражданами по договору соцнайма. В нем прописывается гражданин, который считается ответственным нанимателем. Только ему доступен перевод жилья в свою собственность вместе с остальными членами семьи.

По Жилищному кодексу (ст. 69) членами семьи являются:

  • супруги;
  • дети;
  • внуки;
  • родители;
  • бабушки, дедушки;
  • иждивенцы;
  • другие члены семьи, к примеру, внебрачные дети;
  • остальные граждане.

У всех лиц, живущих в квартире, есть право участия в приватизации. Если хотя бы один человек не желает проводить процедуру, она не может выполняться без его письменного отказа. Все проживающие граждане должны предоставить письменное разрешение, в том числе несовершеннолетние. Только согласие от них выдают законные представители. По праву собственности на квартиру в порядке приватизации владелец становится хозяином недвижимости.

Начало

Начало

Для приватизации доли или квартиры по договору социального найма необходимо время, так как быстро это выполнить не получится. Чтобы выполнить отчуждение жилья, надо знать, куда обращаться. Сначала надо сходить к нотариусу для получения заверенной доверенности. В ней зафиксирован отказ или согласие родственников на проведение передачи квартиры в собственность. Также же процедура выполняется и на дом. Цену на такой документ надо узнавать у нотариуса.

Когда доверенность получена, можно приступать к этапам приватизации недвижимости. Документ представляет интересы тех лиц, которые живут в квартире. В законе сказано, что владельцем жилья может быть ребенок до 18 лет. Тогда для этой процедуры потребуется разрешение всех членов семьи. Но если ребенок был выписан за 180 дней до начала приватизации, от отчуждение выполнить не получится.

Документы

Чтобы получить жилье в собственность, необходима следующая документация:

  • техпаспорт;
  • справка формы №3, которая выдается в паспортном столе;
  • справка из управляющей фирмы по предыдущему месту проживания.

Иногда для оформления доли или квартиры в собственность нужна справка об изменении фамилии, паспорта. После этого можно узнавать о порядке приватизации квартиры.

Варианты получения жилья

Установлены правила приватизации квартиры в Москве и любом другом городе. Есть 2 варианта получения жилого помещения:

  1. Стандартный – длится 2-4 месяца.
  2. Быстрый – 15-30 дней, то по цене обойдется дороже.

Заниматься оформлением можно самостоятельно, с помощью доверенного представители или работников юридической компании. Своими силами процесс значительно затягивается. Это осложнено тем, что выданные справки имеют свой период действия. Поэтому может быть и так, что нужный документ по сроку недействителен.

Для процедуры нужно потратить много времени. Приватизация с помощью фирмы-посредника выполняется благодаря доверенности. Нанимателю надо подготовить документы, а потом забрать свидетельство и договор о приватизации. Оформление длится 2-4 недели.

Сроки и стоимость

Сроки и стоимость

Приватизация в 2017 году, как и раньше, занимает много времени. Многие справки имеют определенный срок действия:

  • выписка из домовой книги – 2 недели;
  • справка по оплате коммунальных услуг – 1 месяц;
  • выписка из ЕГРП – 1 месяц.

Хоть процедура бесплатная, все же могут быть следующие затраты за:

  • регистрацию права – 500 рублей;
  • отказ совершеннолетнего нанимателя – 500 рублей;
  • штраф за незаконную перепланировку – от 2 тыс. рублей;
  • выдача техпаспорта в БТИ – 1000 рублей;
  • справка о том, что не было раннего участия в приватизации – 200 рублей;
  • выписка из ЕГРП – 500 рублей.

В случае каких-либо разногласий выполняется процедура приватизации квартиры в судебном порядке. Такой вариант позволяет разрешить многие споры, в том числе между проживающими.

Тонкости приватизации

Если кто-то из жильцов не может участвовать в приватизации, то он может оформить доверенность. Если нет возможности посетить нотариальную контору, всегда можно вызвать специалиста на дом. Права детей до 14 дет представляют родители, а с 14 лет ребята могут сами подписывать договор с разрешения родителей.

Если человек использовал право приватизации, то его согласие для остальных лиц не нужно. При выписке ребенка из квартиры, который не стал собственников, после приватизации по новому адресу следует взять разрешение от органов опеки на выполнение процедуры без ребенка, а также справку о его прописке.

Органы опеки должны выдавать согласие на приватизацию недвижимости, где проживают только дети до 18 лет. Если оформляется комната  в коммуналке, то разрешение соседей для этого не требуется. Только после регистрации договора квартира является собственностью. С неприватизированным жильем нельзя выполнять многие действия. Можно лишь обменять его на другую недвижимость.

Преимущества и недостатки

Процедура оформления имеет следующие плюсы:

  • квартира будет стоить достаточно дешево, так как нужно заплатить только за оформление документов;
  • после этого появляется право выполнения различных действий с жилплощадью: дарение, завещание, продажа, сдача в аренду;
  • выселение собственников почти невозможно;
  • свобода прописки и выписки людей, так как по своему усмотрению можно прописывать людей.

Из минусов выделяют:

  • увеличение сумм по коммунальным платежам, так как придется оплачивать за ремонт жилья;
  • есть налог на собственность, ставка которого устанавливается по цене жилья и региональными особенностями;
  • хоть процедура является бесплатной, нужно заплатить за оформление бумаг;
  • срок оформления обычно длится от 2 месяцев.

Этапы процедуры

Чтобы стать обладателем приватизированной квартиры, необходимо полностью пройти процедуру. Сначала надо посетить БТИ, где подается заявка на обследование жилья. То же самое предполагается выполнять, если оформляется дом. Эта услуга платная, ее цена определяется срочностью проведения обследования. Период выполнения обследования жилья может составить 1-30 дней.

Если в квартире была проведена перепланировка, то сначала ее надо согласовать. Но можно ликвидировать ее до посещения комиссии. Вместе с явкой в БТИ необходимо в управляющей компании заказать выписку из домовой книги. Также потребуется копия выписки с лицевого счета. Действуют документы 30 дней, а на их изготовление уходит 14 дней.

Когда документы получены, следует записаться на прием в администрацию, в жилищный отдел. В назначенную дату туда надо подать заявление для оформления договора для получения квартиры в собственность. Это же необходимо и в тех случаях, если оформляется дом. При написании заявления должны присутствовать все лица, зарегистрированные в квартире.

С собой следует взять договор соцнайма, техпаспорт, ордер и выписку. Время получения договора определяется специалистами. Затем нужно сходить в Регистрационную Службу для получения свидетельство на право собственности. Дом или квартиру надо поставить на учет в БТИ. Выполнять процедуру могут все члены семьи от 18 лет при наличии паспорта. Если приватизировали квартиру, то появляется право свободного распоряжения недвижимостью.