При покупке или получении другим путем земельного участка, квартиры или другого объекта недвижимости необходимо зарегистрировать право собственности на них. Без осуществления этой процедуры сделка не будет заключена, а лицо не будет считаться полноправным собственником приобретенного объекта. Именно поэтому важно правильно собрать пакет необходимых документов и составить корректное заявление на проведение процедуры.

Необходимость регистрации прав

Необходимость регистрации прав

В основе законодательного регулирования вопроса необходимости проведения государственно регистрации права собственности лежит несколько нормативно-правовых актов:

  • Гражданский кодекс РФ в части описания правил заключения сделок;
  • ФЗ №218 — ФЗ от 13.07.2015 г., непосредственно описывающий процедуру, правила и особенности регистрации.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при покупке жилья, земельного участка или дома на нем собственник обязан зарегистрировать вновь возникшее право. Для этого придется собрать определенный набор документов, подтверждающий законность приобретения недвижимости, написать заявление и подать его в регистрирующий орган.
Обязательна ли эта процедура? Обходить ее крайне не рекомендуется, так как без ее осуществления сделка не будет завершенной. Это означает, что, если лицо по каким-то причинам не зарегистрировало право на объект, оно сможет владеть им, пользоваться, но не распоряжаться.

Основания для отказа в регистрации права собственности

Указанным ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015 г. предусмотрена возможность вынесения отказа от проведения государственной регистрации прав на имущество. Это указано в статье 27 нормативно-правового акта. Однако статья имеет отсылочный характер и предлагает обратиться к ст. 26 этого же закона. Там перечислены основные правила и основания, по которым может быть приостановлена или вовсе отменена регистрация прав.
Среди указанных в законе следующие основания:

  • у продавца отсутствует право на распоряжение отчуждаемым объектом;
  • заявление подано лицом, которое является ненадлежащим;
  • обнаружены противоречия между теми правами, которые заявлены в качестве регистрируемых и теми, которые есть на момент проведения процедуры;
  • нет полного перечня необходимых документов или предоставленные бумаги не отвечают требованиям подлинности или подписаны лицами, не имеющими на это право;
  • сделка или иное основание для регистрации права признана ничтожной или недействительной судом;
  • бумаги, предъявленные сторонами, не гарантируют перехода или возникновения права и т.д.

Всего в законе указано 56 причин для отказа или отсрочки проведения госрегистрации права собственности на землю или любой иной объект.
Однако п.2-9 ст. 26 ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015 г. описывают сроки, на которые может быть отложена регистрация при условии устранения всех препятствий по проведению процедуры. В них указывается условия, по которым госрегистрация будет продолжена.
В статье же 27 указанного Федерального закона определено право регистрационного органа вынести отказ в регистрации права собственности на квартиру и другие виды имущества в случае, если в установленный законом срок все препятствия не были устранены.
Согласно правилам отказ должен быть письменным и обязательно мотивированным. Это означает, что заинтересованное лицо получит не только официальный документ с отказом госрегистрации, но и описание причин, которые привели к такому решению.

Обжалование отказа

Вынесение отказа в проведении госрегистрации прав может быть обжаловано заинтересованным лицом. Эта процедура проводится в судебном порядке путем подачи заявления. Однако в зависимости от заявителя может отличаться место подачи заявления:

  • арбитражный суд, если это юридическое лицо;
  • суды общей юрисдикции при обращении физического лица.

При подаче такого вида исков не предусматривается досудебный порядок регулирования. Часто перед обращением в суд рекомендуется попытаться решить проблему мирным путем. Так как отказ выносится в официальной форме, а разбирательства по делам его обжалования не входят в компетенцию регистрирующих органов, то придется сразу обращаться в суд.
Исковое заявление следует подавать не позднее, чем истечет 3 месяца с момента вынесения отказа. Если срок пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить в судебном порядке.
Заявление по оспариванию отказа в проведении госрегистрации права должно содержать определенную информацию:

  • наименование суда, в который обращается заявитель;
  • данные о заинтересованном лице (Ф.И.О., место регистрации, данные паспорта и т. д.);
  • данные о регистрирующем органе, вынесшем отказ;
  • реквизиты документы, в виде которого предоставлен отказ;
  • сведения о тех обстоятельствах, которые являются важными;
  • ссылки на нормативно-правовые акты, статьи и пункты, которые нарушены таким решением регистрирующего органа;
  • просьбы заявителя в признании такого решения недействительным и проведении госрегистрации.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 333.4 НК РФ определено, что при получении отрицательного решения по осуществлению госрегистрации прав возврату госпошлина не подлежит. В случае с обжалованием решения в суде требовать возврата пошлины не целесообразно, так как при принятии положительного решения судом регистрация будет проведена.

Таким образом, существует возможность вынесения отказа в проведении государственной регистрации права собственности. Однако это крайняя мера, которая применяется, если допущены серьезные нарушения процедуры проведения регистрации. Кроме того, законодательством предоставляется время на исправление таких ошибок. Если же заинтересованное лицо не сделает этого, только тогда выносится отказ. Он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего заявления.